Как надо благодарить за подарок

В Москве мне частенько приходилось общаться с иностранцами. Но так вышло, что единственный человек, который обратился ко мне на четырех разных языках мира — бомж с Савеловского вокзала.

Одно время я работал недалеко от Савеловской, поэтому каждый день проходил по подземному переходу, соединяющему вокзал и цивилизацию. Ступеньки на его верху давно и надежно облюбованы местными бомжами.

По утрам, когда я шел на работу, мне казалось, что бомжи — это самые счастливые люди на планете. На контрасте с серым потоком хмурых людей, спешащих в свои офисы, эти повелители картонок и короли запахов никуда не торопились, ни о чем не беспокоились и, казалось, наслаждались жизнью намного больше всех нас. Им не нужно было сдавать отчеты, закрывать проекты и отдуваться перед начальством за косяки. Так что, если по утрам я и видел улыбающиеся лица — это были беззаботные лица бомжей. Кроме них, не улыбался почти никто. Такой блохастый островок стабильности и счастья.

В диалог с людьми не их мировоззрения они вступают довольно редко (в основном, если не хватает на чекушку), но в какой-то из вечеров в конце ноября я оказался удостоен такой чести.

Я курил, спрятавшись от нещадно хлеставшего дождя под козырьком перехода на платформу 3а, откуда ходят прямые поезда в область с Белорусского вокзала. Надо мной тускловато светил установленный на козырьке фонарь, и благодаря нему я видел что-то в радиусе хотя бы полутора метров — все остальное скрывалось за темнотой и потоками ливня.

Пока я курил, возле меня остановился чей-то темный силуэт. Сначала в круге света появился огромный пакет, откуда торчали какие-то картонки. Потом там начала шариться рука силуэта, облаченная в грязный и порванный рукав. После недолгих поисков конечность извлекла из недр пакета мятую сигарету, и наконец в мою сторону шагнул ее владелец. Он поправил на себе шапку (еще более грязную), вежливо кашлянул и попросил у меня огоньку. Я протянул ему желтый Cricket, бомж благодарно кивнул, прикурил и дал мне ее обратно.

Но забирать ее, если честно, было как-то стремно. Кто его знает, может (наверняка), он чем-то болеет? Так что, я сделал щедрый жест рукой и предложил бомжу оставить зажигалку себе — во-первых, у меня с собой была еще одна, во-вторых, ну а чего человеку не сделать приятное?

— Ай, мужик, забирай себе.

По его лицу пробежала тень сомнения.

— Что за нее хочешь? — спросил бомж, сноровисто засунул руку в свой необъятный пакет и извлек оттуда… что бы вы думали? Коньки! — Коньки хочешь?

Подлец, знал ведь на что давить! У меня же никогда не было коньков! Пауза длилась секунд пять, шел дождь, мимо проходили люди, а напротив меня стоял бомж, терпеливо протянув ко мне руку с коньками. Мужскими. На глаз, размера так 43-го (конечно, в тот момент я сам додумал, что они мне подходят). Я почувствовал себя Кортесом, который меняет у туземцев цветные стеклышки на золото, и, чтобы случайно не согласиться, быстро проговорил:

— Да нет-нет, мужик, какие коньки, побойся Бога… Не надо ничего.

— А что хочешь? — коньки исчезли так же быстро, как и появились. Бомж снова закопошился в пакете.

— Воу-воу, мужик, остановись. Я не сомневаюсь, что у тебя там еще лыжи, велосипед и абонемент в фитнес-клуб, но мне ничего не надо. Это подарок.

— Подарок? — недоверчиво переспросил он.

— Подарок, — твердо кивнул я. Несколько секунд он молча на меня смотрел, и мне даже показалось, что на его глаза навернулись слезы. Хотя, скорее всего, дело было в дожде.

— Спасибо, — тихо сказал растрогавшийся мужик. — Спасибо большое…

— Да без проблем.

Мужик, видимо, решил, что для выражения благодарности этого мало, поэтому приосанился и изрек уже более громко и уверенно:

— Препокорнейше благодарю!

Я хмыкнул, и изобразил что-то похожее на реверанс, подумав, что на этом обмен любезностями закончится. Как бы не так. Бомж набрал в грудь побольше воздуха и на полвокзала пробасил:

— Thank you very much! — и в этот момент на нас стали оглядываться люди. Я подумал, что нездоровое внимание общественности в эту минуту мне вообще ни к чему, сдержанно пожелал мужику удачи и пошел к своей платформе. Но тихо уйти мне не дали.

— Danke schön! — пронеслось мне в след сквозь пелену дождя. Как настоящий сын партизанского народа, я инстинктивно прибавил шагу. Я еще подумал, что если он сейчас крикнет «hände hoch» и достанет из своего бездонного пакета автомат, то у меня есть маленький шанс спрятаться в электричке.

Само собой, я напрасно опасался — мужик всего лишь хотел внести максимальное разнообразие в свои слова благодарности. Ему даже не помешал тот факт, что он не знал, как правильно произнести «спасибо» по-французски.

Я обернулся и очень четко зафиксировал в своем сознании эту инфернальную картину: фонарь выхватывает в круг света заливаемого дождем бомжа, которого старательно обходят спешащие на электричку люди, в одной руке у него необъятный пакет с картонками и коньками, а другой он изо всех мне машет и радостно орет на весь вокзал: «Bonjour! Bonjour!!!».

В тот момент я подумал, что стоит чаще дарить людям подарки.

Перейти на главную

Читать другие истории

Узнать о блоге и авторе

Как надо благодарить за подарок: 2 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑